Среднее профессиональное образование России находится в процессе динамических изменений, формируются новые цели и ценностные ориентации, социальный заказ учреждениям профессионального образования рассматривается как совокупность запросов различных социальных групп. В этих условиях по-новому ставятся вопросы управления учреждением среднего профессионального образования (УСПО). Становится актуальной проблема разработки эффективных технологий управления и их оценки, нормативно-правового аспекта деятельности, создания современных моделей управления развитием системы среднего профессионального образования и каждого отдельного учебного заведения. Из-за нестабильности рынка анализ спроса на услуги, корректировка планов и оперативной деятельности должны проводиться непрерывно. Образовательное учреждение СПО вынуждено корректировать цели, стратегию, структуру и внутреннее управление при существенном изменении ситуации. Если не учесть всех факторов, то система управления потеряет целостность. К ограничениям управляемости УСПО можно отнести статус образовательного учреждения, компетенцию педагогического коллектива и его готовность к сотрудничеству для достижения целей, наличие необходимых ресурсов, технологическую и управленческую неопределенность. [b]Технологическая неопределенность[/b] заключается в том, что УСПО использует специфические технологии для развития и совершенствования знаний, трудовых навыков и мотивации обучаемых. Овладение профессиональными компетенциями требует определенного времени, которое не всегда можно сократить. Образовательные технологии базируются на программах и оборудовании, которые достаточно трудно приспособить к быстроменяющимся потребностям рынка труда. Инерцию образовательного процесса, ограничивающую гибкость предоставления образовательных услуг, необходимо учитывать при принятии управленческих решений. В противоположность производственным процессам образование имеет целью изменить поведение обучаемого, которое не поддается четкому анализу, как процесс производства. Интересы, ценности и поведение студентов меняются в ходе обучения и могут повлиять на них негативно, что снизит эффективность образовательной программы. Убежденность индивида в необходимости обучения является в настоящее время предметом научного изучения. Учреждение СПО испытывает на себе действие определенной окружающей среды: Министерство образования и науки (определяет политику и осуществляет контроль), Министерство экономики (устанавливает приоритеты развития промышленности и социальной сферы), Министерство финансов (составление бюджета, финансовый контроль); местные органы управления (дополнительное финансирование, наблюдение за деятельностью образовательных учреждений), органы службы занятости (определяют квалификационные потребности рынка труда), система общего образования (обеспечивает базисное образование для студентов УСПО), предприятия (потребители образовательных услуг) и, наконец, студенты создают управленческую неопределенность. Поэтому оценка эффективности учреждения среднего профессионального образования предполагает диагностирование следующих объектов: внешней макросреды – влияния экономики, политических процессов, научно-технического прогресса, социального и культурного развития общества, экологии и др.; внешней микросреды – (ближайшего окружения) – рынка трудовых ресурсов, образовательных услуг, деятельности социальных партнеров, конкурентов и др.; внутренней среды – кадрового состава, организации управления, образовательного процесса, финансирования, маркетинга и др. Связь с внешней средой определяется эффективностью взаимосвязи с образовательным рынком, нормативно-правовой базой, социальными партнерами, системами информации и управления (муниципального, регионального и федерального уровней). Данная характеристика приводит к необходимости такой составляющей, как маркетинг. Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса: 1. В каком положении организация находится в настоящее время? 2. В каком положении она хотело бы находиться через три, пять, десять лет? 3. Каким способом достигнуть желаемого положения? Для ответа на первый вопрос нужен анализ текущей ситуации, в которой находится техникум, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Исходным материалом для стратегического планирования является анализ состояния внешней среды, конкретной ситуации, особенностей техникума, для чего был составлен SWOT-анализ техникума (определение сильных и слабых сторон техникума, возможностей перспективной деятельности и угроз на пути их реализации). Определены Сильные стороны техникума: -Наличие лицензий на ведение образовательной деятельности по образовательным программам СПО и ДПО; -Наличие государственной аккредитации по реализуемым профессиональным образовательным программам СПО; -Победа в конкурсе отбору ГОУ НПО и ГОУ СПО, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2008 и 2009 годы), получение грантов в размере 20,2 и 27,89 млн.руб. на реализацию ИОП; -Создание Специализированного центра компетенций движений WorldSkills Russia; -Сложившийся имидж техникума – хорошая репутация у потребителей услуг; -Высокий уровень квалификации преподавательского состава; -Наличие многолетнего опыта проведения целевого набора студентов, повышающего доступность образования для выпускников сельских школ; -Сертифицированная система менеджмента качества применительно к деятельности в области образования в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000); -Наличие учебного полигона и учебных мастерских (1882 кв.м) для прохождения производственной практики студентов; -Наличие 2 общежитий; -Наличие возможности оказания платных образовательных услуг; -Охват профориентационной работой – 13 районов Республики Марий Эл и 30 школ города; -Наличие системы непрерывного обучения «школа-техникум» и «училище – техникум»; -Наличие собственных транспортных средств; -Развитая система социального партнерства; -Более низкая по сравнению с основными конкурентами стоимость образовательных услуг; -Достаточно высокий уровень методического и информационного обеспечения образовательной деятельности; -Высокий уровень материально-технической базы по отдельным направлениям подготовки специалистов; -Достаточно высокая востребованность выпускников техникума субъектами регионального сообщества.
Слабые стороны техникума: -Недостаточное количество реализуемых образовательных программ (в настоящее время реализуется 6 ОПОП СПО) -Недостаточная оснащенность кабинетов и лабораторий средствами ИКТ; -Недостаточная обеспеченность библиотеки электронными учебниками; -Быстрое устаревание вычислительной техники; -Отсутствие мотивации у некоторой части преподавателей к профессиональному росту; -Отсутствие автоматизированной административно-управленческой системы; -Недостаточный уровень материально-технической базы для обеспечения современных требований к подготовке специалистов; -Недостаточная заработная плата преподавателей, -Недостаточность объемов зарубежных стажировок для практического освоения новых технологий в образовательной деятельности; -Недостаточная развитость диверсификации образовательной деятельности в соответствии с потребностями регионального рынка труда;
Возможности техникума: -Удовлетворение региональных потребителей образовательных услуг (открытие новых специальностей и специализаций, целевая подготовка кадров); -Обеспечение переподготовки и повышения квалификации специалистов субъектов регионального сообщества; переподготовка высвобождаемых работников и лиц, находящихся под угрозой увольнения, -Развитие системы непрерывного профессионального образования (интеграция НПО – СПО); -Формирование условий по организации опережающего профессионального обучения работников организаций находящихся под риском увольнения; -Оказание платных услуг населению; -Внедрение и усовершенствование новых форм обучения (дистанционное); -Анализ рынка труда и требований работодателей позволяетт повысить качество образования и востребованность выпускников; -Возможность организации попечительского совета с привлечением влиятельных лиц, повлияет на престиж техникума; -Возможности использования новейших информационных технологий в образовательных, научных, технических и социально-бытовых процессах; -Оптимизация структуры управления техникумом.
Угрозы: -Неопределенность государственной политики в сфере образования; -Обострение демографической ситуации в регионе и сокращение числа абитуриентов; -Отставание материально-технической базы образовательной деятельности от современных требований; -Идет сокращение количества выпускников средней школы, что повлечет снижение конкурса и потребует снизить критерии отбора абитуриентов; -Внедрение подушевого финансирования общеобразовательных школ приведет к сокращению приема на базе основного общего образования; -Дублирование специальностей другими подготовки УСПО может привести к оттоку абитуриентов; -Невысокая эффективность материального стимулирования кадрового состава техникума; -Старение контингента преподавателей и сотрудников; -Психологические трудности, связанные с изменением ценностных ориентаций преподавателей и сотрудников.
Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Для оптимизации управления развитием техникума в 2011 году разработана и введена в действие стратегическая «Программа развития ГБОУ СПО РМЭ «Йошкар-Олинский строительный техникум» на 2011-2015 годы», в которой определены концепция, цели, задачи и принципы развития техникума. Цель Программы развития – создание условий для повышения качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов строительного профиля на основе аккумулирования и эффективного использования учебно-материальных ресурсов и развития интеграционных процессов сферы профессионального образования и строительной отрасли РМЭ. Задачи Программы развития: -совершенствование содержания и технологий образования, -обеспечение устойчивого развития образовательной системы, -повышение эффективности управления в системе образования, -развитие системы управления планово-экономической деятельностью, обеспечивающей постоянный динамичный прирост финансовых, материальных ресурсов и их эффективное использование, -выход на опережающий методический, технологический и организационный уровень образовательных ресурсов.
Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию
|