Зуева Елена Владимировна. Маркетинговое управление - это целенаправленная координация маркетинговой деятельности образовательного учреждения исходя из требований рынка с целью предоставления качественных образовательных услуг целевым потребителям. Цель: проанализировать рынок образовательных услуг с целью использования возможностей открывающихся для образовательного учреждения, новых рыночных перспектив, отыскание новых направлений для своего развития, или перестроение своей деятельности в соответствии с требованиями рынка. Средства достижения цели: Методика SWOT – анализа в управлении образовательным учреждением: 1)Анализ факторов внешней среды (макросреда и микросреда) 2)Комплексное управленческое обследование внутренней среды ДОУ (Сильные стороны и слабые стороны) 3)Проектирование «проблемного поля развития» ДОУ 4)Подготовка рекомендаций по альтернативам развития ДОУ (или конкретного направления) к разработке программ и проектов (уровень качества образовательных услуг, сроки оказания, адаптация к рынку, реклама, продвижение, цена (для ПДОУ), влияние на образовательный процесс, уровень инновационности). Методика STEP - анализа, помогает учреждению произвести оценку состояния и спрогнозировать развитие макросреды с целью выявления потенциальных угроз и открывающихся возможностей. Это политические, экономические, социальные, технологические факторы. Тайм-менеджмент в работе современного руководителя – актуальное направление в современном менеджменте. Его основная задача – выявление принципа эффективного управления временем. Управление временем во многом зависит от того, как мы ставим себе цель выполнения того или иного задания. Цель должна быть конкретной, измеримой (должны быть определены условия, при которых можно считать цель достигнутой), реалистичной, выраженной в терминах результата, ограниченной по времени. Принцип Паретто. Этот принцип (соотношение 80:20) сформулирован итальянским экономистом Вильфредо Паретто в 1897 году, звучит так: незначительные проблемы и ситуации отнимают 80% времени и дают 20% результата. Принцип АВС. Это механизм установления приоритетов, который позволяет разбивать задачи на категории и планировать время в соответствии с важностью этих задач. Согласно этому принципу дела можно разбивать за 3 группы: важнейшие задачи, важные задачи, менее важные, несущественные задачи. Для того, чтобы применить принцип АВС, необходимо составить список задач и сгруппировать их. Задачи категории А выполняет сам руководитель, задачи категории В – можно перепоручить сотрудникам, задачи категории С – подлежат обязательному перепоручению или от некоторых из них можно отказаться. Достоинства: 1)Удовлетворение, расширение, прогнозирование спроса различных социальных групп на образовательные услуги. 2)Дополнительный приток финансирования. 3)Появление конкурентных преимуществ 4)Развитие рыночных отношений 5)Модернизация образование Недостатки: 1)Цены на образовательные услуги формируются под значительным воздействием рынка, действующих на нем конкурентов, величины платежеспособного спроса. Пример: расширение сети ПДОУ. 2.Административное управление - это деятельность, в которой люди рассматриваются, как объекты и субъекты управления, которые должны делать то, что предписано правилами. Средства достижения цели: 1)Делегирование полномочий 2)Тайм-менеджмент Цель: разработка и принятие управленческих решений, распределение заданий между исполнителями и контроль их выполнения. Достоинства: 1) обеспечивается единство воли руководства в достижении цели 2) не требует крупных материальных затрат 3) в малых организациях оперативно достигаются цели, и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды. Недостатки: 1)Административное управление не рассматривает человека, как личность 2)Подавляется инициатива, творческая работа 3)Отсутствуют действенные стимулы труда и могут возникать антистимулы 4)Отсутствие возможности гибко реагировать на различные ситуации и творчески относится к деятельности. Функции управления: -целеполагание (выработка основных, текущих, перспективных целей) -планирование (выработка направлений, путей, средств и мероприятий по реализации целей) -организация (деятельность, направленная на упорядочение идей) -координирование -контроль -стимулирование -принятие решений. Элементы управления: -планирование – набор действий и решений, которые ведут к разработке стратегии для достижения поставленных целей -организация – процесс создания структуры учреждения, которое даёт возможность эффективно работать вместе для достижения поставленных целей -мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения поставленных целей - контроль – процесс обеспечения достижения. Пример:Вступления в силу СанПин 2.4.1.3049-13 предусматривает выполнение определенных требований.Самостоятельно руководитель не сможет(не хватит времени) выполнять эти требования. Для их выполнения необходимо делегировать полномочия. Медицинский работник выполняет мероприятия по медицинскому блоку, старший воспитатель выполняет мероприятия по образовательному процессу и т.д. Осуществляя данные мероприятия, работники исполняют свои должностные обязанности. 3. Стратегическое управление» - это переход от оперативного управления, заключающегося в необходимости переноса центра внимания высшего руководства на внутреннее окружение (производство, инновации, финансы, кадры, маркетинг) для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, вызванные внешней средой. Средства достижения цели: 1)капитал и любой привлекаемый финансовый ресурс 2)организационно-кадровые ресурсы 3)сырьевые ресурсы 4) внешняя и инвестиционная политики организации 5)оборудование, 6)ключевые знания и технологии Цель: реализовать масштабные намерения организации, ведущие к принципиально новым результатам деятельности. Достоинства: 1)Ориентация на долгосрочную перспективу 2)Своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и изменения окружения 3)Поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении 4)Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц Недостатки: 1)Высокая степень риска (Возможность влияния на качество образования) 2)Сопротивление кадров 3)Несбалансированность новой стратегии и сложившихся возможностей управления (молодые кадры) Пример: Внедрение ФГОС в дошкольное образование заставляет менять образовательный процесс. 4.Педагогическое управление ДОУ - это особая деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, руководства, контроля обеспечивают организованность совместной деятельности воспитанников, педагогов, обслуживающего персонала и направлены на достижение образовательных целей. Цель: использовать и повышать педагогический (воспитывающий, образовательный, обучающий и развивающий) потенциал сотрудников и коллектива в целом для повышения успешности решения стоящих перед ними профессиональных и жизненных задач. Средства достижения цели: субъекты образовательного процесса, время,финансы,материально-техническая база,стратегии, технологии и методики. Достоинства: 1)Педагогическое управление рассматривает человека, как личность 2)Приветствуется инициатива, творчество 3)Присутствуют действенные стимулы труда Недостатки: 1)низкая целенаправленность управления; 2)неэффективная система контроля исполнения решений; 3)несовершенство действующих экономических механизмов управления. Пример: Организация и контроль образовательного процесса. Данный вид управления легче осуществлять, так как руководитель имеет педагогическое образование. Все виды управления дополняют друг друга и должны применяться в комплексе в процессе разработки стратегии по развитию ДОУ.
|